Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), заставляет задуматься об обеспечении их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, большая по сравнению со взрослыми уязвимость детей объясняется в значительной степени их психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них.
Ребенок – это не взрослый в миниатюре. Физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Маленький рост вдвойне увеличивает риск ДТП, так как и у ребенка ограничен обзор, и сам он из-за стоящих и двигающихся транспортных средств не виден водителям. Ребенок не всегда понимает символику дорожных знаков и сигналов.
Даже имея хороший слух, ребенок не может по звуку двигателя различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может выхватить из множества элементов в лучшем случае не более двух-трех. Да и поле зрения у детей на 30% меньше, чем у взрослых. Результаты опроса показали, что 54% четырехлетних детей, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены, что автомобиль в случае опасности может мгновенно остановиться.
Дети иначе переходят дорогу. Взрослые, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к самому краю проезжей части.
Исследователи подчеркивают: взрослые слишком часто считают, что ДТП является результатом неправильного поведения ребенка. На самом же деле нарушается баланс между возможностями ребенка, с одной стороны, и требованиями, предъявляемыми дорожной обстановкой и поведением других участников движения, – с другой.
Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и наблюдать за этим переходом со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что уже в 5 – 6 лет их дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями своей ответственности.
У детей большую роль играют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса дети забывают о движущихся автомобилях и об опасности. Известен случай, когда семилетняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги учительницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.
Большое влияние на поведение детей на улице оказывает и окружение, в котором они находятся. Так, отдельные дети, находясь в обществе своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на спутников. Мальчики в возрасте 7–9 лет более склонны перебегать улицу, чем девочки. Образ поведения на улице учащихся старших классов ближе к поведению взрослых. Как показали исследования, только 55% детей, переходящих дорогу вместе со взрослыми, начинали и заканчивали переход вместе с ними. Согласно статистике, около трети всех ДТП с участием детей дошкольного возраста произошло несмотря на то, что они были в сопровождении взрослых. Одна из причин – в том, что взрослые (особенно лица пожилого возраста) не в состоянии сдерживать их подвижность. Кроме того, на остановках детям быстро надоедает стоять, они ищут себе какую-нибудь забаву и могут даже выбежать на проезжую часть.
Вместе с этим большинство детей (91% от числа опрошенных), попадая на улицу с интенсивным движением, испытывают страх. Отсюда и знакомая многим водителям непредсказуемость их поведения.
Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый – эталон поведения для ребенка, и родительский пример играет особую роль. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора – и при первом же удобном случае, оставшись один, ребенок повторит то же самое. Однако, как показал опыт, родители способны добиваться успехов в вопросах обучения детей переходу через дорогу, а приобретенные детьми навыки не утрачиваются в течение четырех месяцев после окончания обучения.
Как и чему учить детей
1. Обучение и приготовление детей к самостоятельному участию в дорожном движении необходимо начинать с дошкольного возраста. Трехлетний ребенок уже хорошо ходит и может анализировать окружающую обстановку. Знание элементарных правил движения и привычка их соблюдать в таком случае прочно сохранятся на всю жизнь.
Дети рано начинают интересоваться автомобилями, запоминают названия отдельных марок, имеют игрушечные автомобили – все это надо использовать для обучения. Каждую прогулку с малышом необходимо использовать для объяснения типичных ситуаций на дороге.
2. В интересах и ребенка, и родителей – как можно раньше, еще до школы, приучать принимать решение самостоятельно исходя из сложившейся обстановки.
3. Для обеспечения безопасности детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо:
– осуществлять систематический надзор за ними;
– прививать навыки поведения на улице личным примером;
– не концентрировать внимание детей на ужасах несчастных случаев: они должны понимать опасность, а не бояться ее, так как чувство страха парализует;
– переводить детей через дорогу, только крепко держа их за руку, а не за одежду и т.п.;
– учить не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму – это дополнительная информация (к тому же тот, кто прислушивается, более сосредоточенно наблюдает за ситуацией);
– помнить, что наиболее опасными являются слишком быстрый подъезд автомобиля к «зебре» или пешеходному переходу, плохой обзор на перекрестке, чересчур короткие фазы светофоров, особенно зеленый сигнал светофора, разрешающий водителям делать правый поворот одновременно с движением пешеходов на зеленый свет, разрешающий им переход.
В последней ситуации дети просто не подозревают об опасности, они смело бегут через дорогу, доверяя светофору.
Дети должны
При выходе из дома
При движении по тротуару
Готовясь перейти дорогу
При переходе проезжей части
При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси)
При ожидании транспортных средств
Материалы сайта nsc.1september.ru
Фото: bezopasnost-detej.ru
Родителям → Эмоции ребенка и что их вызывает
Родителям → Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у ребёнка
Нет комментариев. Ваш будет первым!