Добро пожаловать на сайт!

Дети и дорожное движение

article8.jpg

Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), заставляет задуматься об обеспечении их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, большая по сравнению со взрослыми уязвимость детей объясняется в значительной степени их психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них.


Ребенок – это не взрослый в миниатюре. Физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Маленький рост вдвойне увеличивает риск ДТП, так как и у ребенка ограничен обзор, и сам он из-за стоящих и двигающихся транспортных средств не виден водителям. Ребенок не всегда понимает символику дорожных знаков и сигналов.


Даже имея хороший слух, ребенок не может по звуку двигателя различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может выхватить из множества элементов в лучшем случае не более двух-трех. Да и поле зрения у детей на 30% меньше, чем у взрослых. Результаты опроса показали, что 54% четырехлетних детей, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены, что автомобиль в случае опасности может мгновенно остановиться.
Дети иначе переходят дорогу. Взрослые, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к самому краю проезжей части.


Исследователи подчеркивают: взрослые слишком часто считают, что ДТП является результатом неправильного поведения ребенка. На самом же деле нарушается баланс между возможностями ребенка, с одной стороны, и требованиями, предъявляемыми дорожной обстановкой и поведением других участников движения, – с другой.


Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и наблюдать за этим переходом со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что уже в 5 – 6 лет их дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями своей ответственности.


У детей большую роль играют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса дети забывают о движущихся автомобилях и об опасности. Известен случай, когда семилетняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги учительницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.


Большое влияние на поведение детей на улице оказывает и окружение, в котором они находятся. Так, отдельные дети, находясь в обществе своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на спутников. Мальчики в возрасте 7–9 лет более склонны перебегать улицу, чем девочки. Образ поведения на улице учащихся старших классов ближе к поведению взрослых. Как показали исследования, только 55% детей, переходящих дорогу вместе со взрослыми, начинали и заканчивали переход вместе с ними. Согласно статистике, около трети всех ДТП с участием детей дошкольного возраста произошло несмотря на то, что они были в сопровождении взрослых. Одна из причин – в том, что взрослые (особенно лица пожилого возраста) не в состоянии сдерживать их подвижность. Кроме того, на остановках детям быстро надоедает стоять, они ищут себе какую-нибудь забаву и могут даже выбежать на проезжую часть.
Вместе с этим большинство детей (91% от числа опрошенных), попадая на улицу с интенсивным движением, испытывают страх. Отсюда и знакомая многим водителям непредсказуемость их поведения.


Известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый – эталон поведения для ребенка, и родительский пример играет особую роль. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора – и при первом же удобном случае, оставшись один, ребенок повторит то же самое. Однако, как показал опыт, родители способны добиваться успехов в вопросах обучения детей переходу через дорогу, а приобретенные детьми навыки не утрачиваются в течение четырех месяцев после окончания обучения.

 

Как и чему учить детей


1. Обучение и приготовление детей к самостоятельному участию в дорожном движении необходимо начинать с дошкольного возраста. Трехлетний ребенок уже хорошо ходит и может анализировать окружающую обстановку. Знание элементарных правил движения и привычка их соблюдать в таком случае прочно сохранятся на всю жизнь.
Дети рано начинают интересоваться автомобилями, запоминают названия отдельных марок, имеют игрушечные автомобили – все это надо использовать для обучения. Каждую прогулку с малышом необходимо использовать для объяснения типичных ситуаций на дороге.


2. В интересах и ребенка, и родителей – как можно раньше, еще до школы, приучать принимать решение самостоятельно исходя из сложившейся обстановки.


3. Для обеспечения безопасности детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо:


– осуществлять систематический надзор за ними;
– прививать навыки поведения на улице личным примером;
– не концентрировать внимание детей на ужасах несчастных случаев: они должны понимать опасность, а не бояться ее, так как чувство страха парализует;
– переводить детей через дорогу, только крепко держа их за руку, а не за одежду и т.п.;
– учить не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму – это дополнительная информация (к тому же тот, кто прислушивается, более сосредоточенно наблюдает за ситуацией);
– помнить, что наиболее опасными являются слишком быстрый подъезд автомобиля к «зебре» или пешеходному переходу, плохой обзор на перекрестке, чересчур короткие фазы светофоров, особенно зеленый сигнал светофора, разрешающий водителям делать правый поворот одновременно с движением пешеходов на зеленый свет, разрешающий им переход.

 

В последней ситуации дети просто не подозревают об опасности, они смело бегут через дорогу, доверяя светофору.


Дети должны

 

  • Переходить улицу под прямым углом там, где и когда это разрешено, наблюдать за движением транспорта.
  • Идти через дорогу шагом, а не бежать, не спешить.
  • Уступать дорогу транспорту, не перебегать улицу перед приближающейся машиной.
  • Понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве.
  • Безопасно пользоваться общественным транспортом, быть предельно внимательным в зоне остановок транспорта.
  • Не кататься на роликовых коньках и доске в опасных местах, а только на стадионах, в парках и на закрытых для движения транспорта площадках, потому что это травмоопасные занятия, а правила дорожного движения не причисляют катающихся к водителям.
  • Выезжать на дорогу на велосипеде только с 14 лет, а на мопеде – с 16 лет. При этом надо иметь навыки езды и досконально знать Правила дорожного движения наравне с водителем.



Родители должны помнить


При выходе из дома

 

  • если у подъезда возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам мотоцикл, мопед, велосипед;
  • если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, остановитесь и оглядитесь – нет ли за препятствием опасности.

 

При движении по тротуару

 

  • придерживайтесь правой стороны тротуара;
  • не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый всегда должен находиться со стороны проезжей части;
  • ведите маленького ребенка, крепко держа за руку, будьте готовы удержать его при попытке вырваться;
  • приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
  • покажите и разъясните детям, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т.п. и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
  • не выезжайте с колясками и санками на проезжую часть;
  • учите детей идти парами, если это группа, не выходя из колонны и выполняя все указания сопровождающих.

 

Готовясь перейти дорогу

 

  • замедлите движение, остановитесь, осмотрите проезжую часть;
  • привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге;
  • подчеркивайте, объясняйте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановка для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей;
  • учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, наехать задними колесами;
  • обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота и о жестах мотоциклиста и велосипедиста;
  • неоднократно покажите ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить пешехода.

 

При переходе проезжей части

 

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам и на перекрестках, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигнал не переходят, даже если нет транспорта. Не переходите дорогу на красный сигнал светофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это без вас;
  • выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговаривать не надо;
  • не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренным шагом, иначе ребенок привыкнет спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы обеспечить себе безопасность перехода;
  • не переходите дорогу под острым углом к осевой линии, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за транспортными средствами;
  • не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же – это типичная ошибка детей;
  • не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним – приучите ребенка, что это опасно;
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили неожиданно могут выехать из переулка, со двора;
  • при переходе проезжей части по нерегулируемому перекрестку в группе людей приучите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников.


При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси)

 

  • выходите впереди ребенка: он может упасть или выбежать на проезжую часть;
  • если вы выходите с ребенком последним, то предупредите водителя, чтобы он не закрывал дверь, посчитав, что посадка и высадка закончены;
  • подходите для посадки к двери транспортного средства после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо;
  • не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент перед его отправлением (может прищемить дверями). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под задние колеса этого транспортного средства;
  • научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место: стоящий автобус сужает обзор дороги, пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

 

При ожидании транспортных средств

 

  • стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине;
  • такси: при необходимости остановить автомобиль вне зоны посадочной площадки стойте с ребенком только на тротуаре или обочине;
  • трамвая: стойте на специальной посадочной площадке для ожидания рельсового транспорта на проезжей части улицы, а при ее отсутствии (на узких участках проезжей части) – только на тротуаре или обочине; после выхода из трамвая вместе с ребенком не задерживайтесь на проезжей части.
     

Материалы сайта nsc.1september.ru

Фото: bezopasnost-detej.ru

Также рекомендуем почитать:

РодителямЭмоции ребенка и что их вызывает

РодителямРекомендации для родителей по развитию читательского интереса у ребёнка

РодителямГиперактивный ребенок в школе

РодителямЛицом к детям

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1253 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!